Насколько наш жизненный путь и вечная участь зависят от наших действий?

От победы или побеждения наших зависит наша вечная участь. «Тогда, — говорит преподобный Симеон Новый Богослов, — то есть при упражнении Иисусовою молитвою, бывает брань: лу­кавые бесы ратуют с великим возмущением, произво­дят действием страстей мятеж и бурю в сердце, но именем Господа Иисуса Христа потребляются и разру­шаются, как воск от огня. Опять: когда они будут про­гнаны и отступят от сердца, то не престают от брани, но возмущают ум внешними чувствами отвне. По этой причине ум не очень скоро начинает ощущать тишину и безмолвие в себе: потому что бесы, когда не имеют силы возмутить ум в глубине, то возмущают его отвне мечтаниями. И потому невозможно освободиться впол­не от брани и не быть ратуему лукавыми духами. Это свойственно совершенным и тем, которые удалились вполне от всего и постоянно пребывают во внимании сердца» (О третьем образе внимания. Добротолюбие, ч. 1). Первоначально и самое делание представля­ется необыкновенно сухим, не обещающим никакого плода. Ум, усиливаясь соединиться с сердцем, сперва встречает непроницаемый мрак, жесткость и мертвость сердца, которое не вдруг возбуждается к сочувствию уму (Добротолюбие, ч. 1). Это не должно приводить делателя к унынию и малодушию и упоминается здесь с тою целью, чтоб де­латель был предуведомлен и предостережен. Терпели­вый и тщательный делатель непременно будет удовлет­ворен и утешен: он возрадуется о безмерном обилии таких духовных плодов, о которых и понятия себе со­ставить не может в плотском и душевном состоянии своем. В действии молитвы Иисусовой имеется своя постепенность: сперва она действует на один ум, приво­дя его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать к сердцу, возбуждая его от сна смертного и знаменуя оживление его явлением в нем чувств умиления и плача. Углубляясь еще далее, она мало-помалу на­чинает действовать во всех членах души и тела, отвсю­ду изгонять грех, повсюду уничтожать владычество, вли­яние и яд демонов. По этой причине при начальных действиях молитвы Иисусовой «бывает сокрушение не­изреченное и болезнь души неизглаголанная», говорит преподобный Григорий Синаит. Душа болезнует как бо­лящая и рождающая, по Писанию (Сир.49:21): живо бо Слово Божие, и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, то есть Иисус проходит, как свидетельствует апостол, даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным (Евр.4:12), проходит, истребляя греховность из всех частей души и тела (О еже обрести действо. § 4. Добротолюбие, ч. 1).

Найти книгу…

Аскетические опыты`От победы или побеждения наших зависит наша вечная участь. «Тогда, — говорит преподобный Симеон Новый Богослов, — то есть при упражнении Иисусовою молитвою, бывает брань: лу­кавые бесы ратуют с великим возмущением, произво­дят действием страстей мятеж и бурю в сердце, но именем Господа Иисуса Христа потребляются и разру­шаются, как воск от огня. Опять: когда они будут про­гнаны и отступят от сердца, то не престают от брани, но возмущают ум внешними чувствами отвне. По этой причине ум не очень скоро начинает ощущать тишину и безмолвие в себе: потому что бесы, когда не имеют силы возмутить

Реклама